Петр Смирнов

Выход из треугольника Карпмана

04.09.2019
Направление:Психология

Треугольник Карпмана — это одна из самых распространенных моделей взаимоотношений трех и более участников в бессознательной психологической «игре»
Он включает в себя три роли: Жертва, Преследователь и Спаситель.
Каждый, из участвующих в этой игре, может менять свои роли и существовать в каждой из них.

Треугольник Карпмана – это «раненый ребенок», и не важно, сколько ему лет – 10 или 70. Эти люди могут так никогда и не вырасти. Выход из этой игры – это всегда разрушение своего жизненного сценария.

Для начала определите и изучите свою основную Роль (как это сделать мы уже писали в пред ведущих постах). Затем инвертируйте эту роль в новую и наполните её конструктивным содержанием. И хоть это все звучит просто, на самом деле это не так.

Конечно, менять что-то в данном случае сложно и рискованно. Это означает взбунтоваться против своих устоявшейся паттернов поведения, позволить себе быть «плохим» для окружающих, бездушным и безжалостным эгоистом. Лишь человек, которого по-настоящему достало его безрадостное существование, имеет шанс пройти через страх, вину, агрессию, чтобы перейти на новый уровень. И это того стоит, ведь там начинается ЕГО жизнь по-настоящему.

Выход из треугольника происходит через замену ролей, когда все три субличности трансформируются в противоположности:

1. Жертва — ГЕРОЙ
Человек больше не ведется на манипуляции, а актуализирует (высказывает и выполняет) собственные желания. Отныне его не увлекают чужие цели, и он каждый раз спрашивает себя: «А МНЕ это зачем нужно? И если не находит СВОЕГО выигрыша от реализации предлагаемой идеи, он в действие не ввязывается.
Главная задача Героя – изучение себя и окружающего Мира. «Герой» потому, что на самом деле развитие – деяние сложное, и да, действительно ГЕРОИЧЕСКОЕ. Все время нужно преодолевать свои вчерашние убеждения, отказываясь он них, чтобы пойти дальше.

2. Преследователь – ФИЛОСОФ (ПОФИГИСТ)
Отдых, осознание и принятие результата своих действий происходит, когда Герой трансформируется в Философа-Пофигиста. Преследователь следит за выполнением, Философ-Пофигист принимает ВСЕ действия Героя, все его результаты (даже не самые удачные).
Функция Философа – анализировать и делать выводы. Если Герой совершает что-то и терпит неудачу, Философ анализирует его действия «что хорошо, что плохо, что сделать так, чтобы завтра было лучше?».

3. Спасатель — ПРОВОКАТОР
Если Философ-Пофигист видит картину в целом, и как бы сверху, то Провокатор постоянно находится в поисках вектора. Словно ищет мишень в Мире. Наводит прицел, выбирая подходящий объект для самовыражения Героя. И когда находит, обращает на нее пристальное внимание. Его еще можно назвать Мотиватором, потому что он не только подзадоривает Героя в стиле «Слабо?», но и показывает, какие замечательные перспективы откроются перед ним, если подвиг будет совершен, какими лаврами он сможет покрыть свою голову, какой почет его ждет. Его задача – дать направление.

5
0
Наверх